Бактериурия: это что?

Рубрика МКБ-10: N39.0

МКБ-10 / N00-N99 КЛАСС XIV Болезни мочеполовой системы / N30-N39 Другие болезни мочевой системы / N39 Другие болезни мочевыделительной системы

Определение и общие сведения

Инфекции мочевыводящих путей — самые распространенные бактериальные инфекции во всех возрастных группах. Заболеваемость инфекциями мочевыводящих путей составляет: среди новорожденных — 1%; среди детей дошкольного возраста — 2—3% (соотношение мальчики/девочки 1:10); среди школьников — 1—2% (соотношение 1:30); среди взрослых детородного возраста — 2—5% (соотношение 1:50); среди пожилых — 20—30% (женщины болеют чаще; исключение составляют госпитализированные больные, у которых соотношение составляет 1:1). В нижних мочевых путях постоянно присутствуют различные бактерии. Среди женщин, у которых при надлобковой пункции мочевого пузыря получают стерильную мочу, у 3/4 при посеве средней порции мочи, полученной при самостоятельном мочеиспускании, образуется более 10 000 колоний/мл. Диагностический критерий инфекции мочевыводящих путей — образование более 100 000 колоний бактерий при посеве 1 мл средней порции мочи. Однако клинические проявления инфекций часто развиваются и при меньшем содержании бактерий. Лейкоцитурия в отсутствие других симптомов не служит диагностическим критерием инфекции; она может быть обусловлена иным заболеванием, например злокачественной опухолью. Дифференциальная диагностика пиелонефрита и цистита или цистита и уретрита довольно сложна. Лабораторные исследования, например определение антибактериальных антител в сыворотке и моче, не позволяют установить, где находится источник инфекции — в верхних или нижних мочевых путях.

Этиология и патогенез

Классификация

Согласно Т. Стейми (Stamey, 1980), различают четыре категории инфекций мочевыводящих путей: первичная инфекция; резистентная бактериурия; повторная инфекция (реинфекция) и возвратная инфекция (рецидив).

1. Первичная инфекция. Возбудители обычно чувствительны к большинству антимикробных средств; повторные инфекции возникают лишь у 25% больных.

2. Резистентная бактериурия — возбудитель сохраняется в моче во время лечения. Самая частая причина — неправильное лечение. Другие причины: устойчивость возбудителя к препарату, появление резистентных штаммов микроорганизмов, быстрое повторное инфицирование.

3. Повторная инфекция (реинфекция) обусловлена новым заражением через некоторое время после излечения (которое было подтверждено бактериологическим исследованием и посевом мочи). Врожденные и приобретенные аномалии мочевых путей — предрасполагающие факторы, но отнюдь не обязательные.

4. Возвратная инфекция (рецидив). Несмотря на лечение, во время которого результаты бактериологического исследования и посева мочи были отрицательными, бактерии остаются в мочевых путях. Через 5—10 сут после окончания лечения в моче появляется тот же возбудитель. Причиной часто служат мочевые камни, содержащие фосфаты магния и аммония (трипельфосфаты); врожденные и приобретенные аномалии мочевых путей; хронический простатит.

Инфекция мочевыводящих путей без установленной локализации: Диагностика

Собирают анамнез, оценивают клиническую картину заболевания. Физикальное исследование включает осмотр наружных половых органов, промежности, исследование прямой кишки, боковых отделов живота и органов брюшной полости, измерение АД. Проводят общий анализ мочи, посев мочи; измеряют АМК, уровни креатинина и электролитов в сыворотке. При простатите показано раздельное исследование и посев порций мочи, полученных при трехстаканной пробе с массажем и сбором секрета предстательной железы между второй и третьей порциями. Проводят рентгенологические и изотопные исследования мочевых путей, исследования уродинамики (цистометрию, сфинктерометрию и урофлоуметрию).

1. Лабораторные данные. Анализ мочи выявляет макро- или микрогематурию (вследствие воспаления слизистой) и лейкоцитурию (больше 5 лейкоцитов в поле зрения при большом увеличении, агрегаты лейкоцитов, лейкоцитарные цилиндры). Наличие активных лейкоцитов и значительное преобладание числа лейкоцитов над числом эпителиальных клеток — признаки инфекции. Лейкоцитурия — чувствительный, но неспецифический показатель. Кроме инфекций мочевых путей причиной лейкоцитурии могут быть туберкулез, опухоль, инструментальное исследование. Отсутствие лейкоцитурии не исключает инфекцию; примерно у половины женщин с бессимптомной бактериурией лейкоцитурии нет. Наличие бактерий в средней порции мочи у женщин далеко не всегда означает инфекцию мочевых путей; бактериальное загрязнение мочи может произойти при неправильном сборе или хранении образца. И наоборот, отсутствие бактерий в моче не исключает инфекцию. Клинически значимой бактериурией считается 100 000 колоний/мл — в средней порции мочи и 10 000 колоний/мл — в моче, полученной при пункции мочевого пузыря (при условии соблюдения всех правил сбора, транспортировки и культивирования образца). У больных с учащенным мочеиспусканием инфекцию нельзя исключить даже при наличии 100 колоний/мл. У 20% женщин с повторными инфекциями мочевых путей обнаруживают менее 100 000 колоний/мл. Если возбудитель — грамположительный микроорганизм, для развития инфекционного процесса достаточно 10 000 колоний/мл. Для определения очага инфекции и вида возбудителя проводят трехстаканную пробу с бактериологическим исследованием первой и средней порций мочи (бактериоскопия мазков, окрашенных по Граму).

2. Предрасполагающие факторы: обструкция мочевых путей, пороки развития, нейрогенная дисфункция мочевого пузыря, сахарный диабет, сниженный иммунитет, беременность, инструментальные исследования, сексуальная активность (у женщин), госпитализация.

4. Определение очага инфекции: катетеризация обоих мочеточников; промывание мочевого пузыря физиологическим раствором; выявление в моче бактерий, покрытых антителами, методом непрямой иммунофлюоресценции (положительный результат говорит в пользу почечного происхождения бактериурии); измерение титра антител в сыворотке; у мужчин — раздельное исследование и посев порций мочи, полученных при трехстаканной пробе с массажем и сбором секрета предстательной железы между второй и третьей порциями.

5. Рентгенологические исследования: обзорная рентгенография брюшной полости, экскреторная урография, микционная цистоуретрография и сцинтиграфия мочевого пузыря с 99mTc-диэтилентриаминопентоацетатом. С помощью этих методов можно выявить пороки развития, обструкцию мочевых путей, камни, инородные тела, свищи, оценить степень повреждения почечной паренхимы и скорость роста почки (особенно важно у детей с бессимптомными и повторными инфекциями).

В ходе обследования у 20—50% детей и 51% беременных обнаруживают врожденные или приобретенные аномалии мочевых путей; у 5—10% мальчиков и 1% девочек — обструкцию мочевых путей. Отклонения от нормы при микционной цистоуретрографии выявляют у 43% девочек с бактериурией, из них у 20% обнаруживают пузырно-мочеточниковый рефлюкс. У женщин с повторными инфекциями мочевых путей очень часто никакой патологии не находят.

6. Исследования уродинамики (цистометрия, сфинктерометрия и урофлоуметрия) показаны при обструкции мочевых путей и неврологических заболеваниях.

7. УЗИ и диафаноскопию брюшной полости и боковых отделов живота проводят новорожденным и грудным детям при подозрении на объемное образование.

Инфекция мочевыводящих путей без установленной локализации: Лечение

Лечение: антимикробная терапия, лечебно-диагностические урологические процедуры и диспансерное наблюдение в дальнейшем.

1. При первичной неосложненной инфекции женщинам и девочкам назначают 7—10-суточный курс ампициллина, ТМП/СМК, сульфаниламидов, нитрофурантоина, цефалоспоринов или метенамина манделата. Дальнейшее обследование необязательно. Снижение температуры наступает через 2—3 сут, нормализация осадка мочи — через 4—5 сут, восстановление концентрационной функции почек — через 3 нед. Неэффективность лечения указывает на обструкцию мочевых путей или устойчивость возбудителя к препарату. При неосложненной инфекции нижних мочевых путей у женщин и девочек хорошие результаты дает однократный прием большой дозы антимикробного препарата (3 г амоксициллина или 320/1600 мг ТМП/СМК внутрь).

2. После излечения повторных и возвратных инфекций для поддержания стерильности мочи показан профилактический прием антимикробных средств. Назначают ТМП/СМК (80/400 мг на ночь), нитрофурантоин (50—100 мг на ночь) или метенамина манделат (0,5—1 г 4 раза в сутки) в течение 3—6 мес.

3. При инфекции мочевых путей, осложненных обструкцией, врожденной или приобретенной аномалией мочевых путей, абсцессом или мочекаменной болезнью, необходимо хирургическое вмешательство. При остром простатите, инфекциях верхних мочевых путей (пиелонефрит), уросепсисе, тошноте, рвоте, кишечной непроходимости больного госпитализируют и вплоть до улучшения состояния (обычно на протяжении 48 ч) проводят инфузионную терапию и в/в антимикробную терапию. При первичных инфекциях применяют ампициллин, амоксициллин, цефалоспорины или ТМП/СМК. При больничных инфекциях, повторных инфекциях верхних мочевых путей и при сниженном иммунитете средство выбора — комбинация аминогликозида и бета-лактамного антибиотика (пиперациллин, мезлоциллин или цефалоспорин). Через 48 ч, после получения результатов посева и тестов на чувствительность к антибиотикам, выбирают подходящий препарат для приема внутрь и продолжают лечение 10—14 сут. При первичном пиелонефрите обычно эффективен прием внутрь фторхинолонов: ципрофлоксацина, норфлоксацина, офлоксацина или ломефлоксацина.

4. При хроническом бактериальном простатите после подтверждения диагноза антимикробную терапию проводят как минимум в течение 4 нед.

5. Новообразования нижних мочевых путей, остроконечные кондиломы, хламидийная инфекция, простая язва мочевого пузыря, инородные тела, вульвовагинит, атрофический вагинит, герпес, болезнь Крона, неспецифический язвенный колит, неинфекционный цистит (химический или лекарственный) сопровождаются симптомами, характерными для инфекций нижних мочевых путей. В этих случаях результаты посева мочи отрицательны. Всем больным показано полное урологическое и гинекологическое обследование с последующим лечением.

6. Инфекции мочевых путей во время беременности. Бактериурию выявляют у 4—6% беременных; из них только у 30% отмечаются клинические проявления инфекции. Без лечения у 20—30% развивается пиелонефрит, и ребенок часто рождается недоношенным. Назначают пенициллины, нитрофурантоин или цефалоспорины. Аминогликозиды, тетрациклины и хлорамфеникол противопоказаны. Сульфаниламиды и ТМП/СМК нельзя применять в последние 4—6 нед беременности.

Профилактика

Прогноз

Спонтанная ремиссия длительностью более 1 года наблюдается лишь у 10% больных. Антимикробная терапия при правильном выборе препарата и дозы приводит к излечению почти всех больных с первичными инфекциями и более 95% больных с повторными инфекциями. Половина больных, прошедших курс лечения, и 80% больных с бессимптомной бактериурией (независимо от числа ранее перенесенных инфекций мочевых путей) впоследствии заболевают вновь, иногда неоднократно. У 5—13% девочек с повторными инфекциями, не осложненными обструкцией мочевых путей, и 13—26% девочек с бессимптомной бактериурией развивается нефросклероз. У мальчиков это осложнение встречается еще чаще, в основном в возрасте до 6 лет. У одной трети детей с инфекциями мочевых путей и 95% детей с нефросклерозом в дальнейшем возникает пузырно-мочеточниковый рефлюкс; примерно у 1% из них — артериальная гипертония и почечная недостаточность. У каждого десятого больного, нуждающегося в гемодиализе, причиной почечной недостаточности послужили инфекции мочевых путей или их осложнения.

Дополнительная литература (рекомендуемая)

1. Stamey, T. A. Pathogenesis and Treatment of Urinary Tract Infections. Baltimore: Williams & Wilkins, 1980.

Действующие вещества

• Цефуроксим
  • Циклосерин
  • Эртапенем

Диагностика

 Трудность в выявлении синдрома связана с отсутствием симптомов и патогномоничных жалоб. Бессимптомная бактериурия у беременных диагностируется в лаборатории. Диагностическая бдительность вызвана сопутствующими заболеваниями — повышенным мочеиспусканием из-за возможной временной или постоянной глюкозурии, выделений из влагалища, судорог, жжения, боли, дискомфорта во внешней области половых органов, что указывает на вероятный инфекционно-воспалительный процесс.
 Учитывая риск осложнений, рекомендуется микробиологический скрининг для всех беременных женщин при регистрации в родильных домах. Диагноз бессимптомной мочевой инфекции ставится только в тех случаях, когда отсутствуют клинические, лабораторные и инструментальные признаки инфекционных и воспалительных заболеваний мочевыводящих органов при обнаружении бактерий в моче. План обследования обычно включает в себя:
 • Общий анализ мочи. Чтобы исключить случайное загрязнение, исследуется средняя доля утренней мочи. При анализе у некоторых беременных обнаруживаются бактерии — лейкоциты. Повышенный уровень pH и уровень глюкозы в моче также могут быть определены.
 • Мочевая культура в микрофлоре. Анализ проводится дважды с интервалом между исследованиями не менее 24 часов. Диагноз бактериурия ставится путем повторной идентификации тех же бактерий в концентрации 100 000 КОЕ / мл. Метод диагностики фотоколориметрического скрининга позволяет выявить увеличение содержания бактерий в образце за 4 часа. Чувствительность реакции с хлоридом трифенилтетразолия достигает 90%.
 Для исключения воспалительных урологических заболеваний и оценки функциональных возможностей почек, анализа мочи по Нечипоренко, почечных проб (нефрологический комплекс), общих и биохимических анализов крови, УЗИ почек, УЗИ почечных сосудов Рекомендуются в качестве дополнительных исследований. Рентгенографические или эндоскопические методы используются только в сложных диагностических случаях с учетом возможных негативных последствий для женщины или плода. Истинная бессимптомная уроинфекция дифференцируется по ложной бактериурии из-за загрязнения материала, пиелонефрита, цистита, уретрита. Помимо акушера-гинеколога пациент обследуется у терапевта, уролога, нефролога.

Лечение

 Обнаружение микроорганизмов в моче во время беременности, даже при отсутствии клинических симптомов и других признаков воспаления, обеспечивает достаточную основу для назначения антибиотикотерапии. Лечение обычно проводится амбулаторно с эмпирическим выбором одного из рекомендуемых режимов. Беременные женщины могут получить: Одна доза антибиотика широкого спектра действия из группы фосфомицина уничтожает большинство бактерий, которые колонизируют мочевыводящие пути. Благодаря простоте использования, высокой эффективности, безопасности этот метод считается предпочтительным у беременных. В качестве антибактериального монопрепарата используются полусинтетические β-лактамные пенициллины цефалоспоринов II-III поколения. В I-II триместре допускается назначение синтетических нитрофуранов. В третьем триместре они могут вызвать гемолитическую болезнь новорожденного.
 Через 14 дней после окончания курса приема антибиотика проводится повторное бактериологическое исследование мочи. Если бактериурия отсутствует, динамический мониторинг беременной женщины продолжается. Для закрепления терапевтического эффекта используются нефармакологические методы: повышенное мочеиспускание из-за пьянства, снижение pH с помощью кислых напитков (черничный сок и т. Д. ). Если выявлены факторы, повышающие риск развития бессимптомной евроинфекции, указывается фитотерапия, в которой используются растительные антисептики со сложным эффектом. При повторном обнаружении скрытой бактериурии назначается другой режим или антибактериальный препарат, выбранный с учетом чувствительности микроорганизмов. Предпочтительным методом родов для беременных женщин, перенесших BBU, являются естественные роды. Кесарево сечение проводится только при наличии акушерских или экстрагенитальных показаний.

При бактериурии лечение будет носить консервативный характер, то есть с помощью специальных медикаментов широкого спектра действия, которые будут направлены на:

• устранение воспаления;
  • снятие болевых ощущений;
  • удаление источника инфекции;
  • очистку почек, уретры, каналов и сосудов;
  • укрепление иммунной системы.

Для общей очистки организма и улучшения оттока урины назначают средства с мочегонным эффектом с растительными компонентами. Антибиотики при бактериурии помогут справиться с воспалением и инфекцией. Прежде чем их назначать, определяется чувствительность микроорганизмов к тому или иному виду антимикробных средств.

Для повышения иммунитета назначаются витаминно-минеральные комплексы, специальные овощные и фруктовые коктейли.

Лечение бактериурии у беременных имеет свои особенности, так как чаще всего патогенные микроорганизмы появляются не из-за инфекции, а размножаются из-за застоя жидкости в мочевом пузыре. Назначаются средства для улучшения оттока жидкости с уретры, отвары с шиповником, клюквенный морс. Далее назначают препараты пенициллиновой группы на 3–5 дней, затем настойки из растительных компонентов, которые очищают протоки, снимают воспаление, выводят песок. До 5 месяцев любая терапия подбирается индивидуально и с осторожностью, чтобы свести вред к минимуму. В витаминных средствах не должно быть кальция.

Могут быть прописаны отвары из ромашки, семян укропа, толокнянки, которые тоже являются весьма эффективными и не наносят вред организму.

Параллельно назначается специальная диета:

• фруктовые и овощные коктейли;
  • отварное мясо нежирных сортов;
  • быстроусвояемые каши;
  • соки только натуральные и свежевыжатые.

Следует исключить из меню жареную, острую и соленую пищу, копчености. Кисломолочные продукты употребляются после консультации с лечащим врачом.

При обнаружении симптомов у новорожденных или малышей, сдаются повторные анализы и назначается антибактериальная терапия.

Возможные осложнения

Если вовремя не вылечить воспаление, вызванное патогенными микроорганизмами, то возникают следующие осложнения:

• пиелонефрит;
  • цистит;
  • почечная недостаточность;
  • выкидыши;
  • преждевременные роды.

Любые воспалительные процессы требуют наблюдения и соответствующей терапии, что снизит риск развития серьезных осложнений. Самолечение исключается.

Профилактика

В качестве профилактики необходимо соблюдать предписанную диету, проходить плановые ежемесячные осмотры, сдавать анализы и контролировать свое самочувствие. Также следует снизить количество продуктов с кальцием, так как могут образоваться камни в почках и уретре.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания Поделиться статьей: Читать нас на Яндекс.Дзен Заболевания со схожими симптомами: Мочекаменная болезнь (уролитиаз) (совпадающих симптомов: 12 из 17) Воспаление почек (совпадающих симптомов: 8 из 17)

Симптоматика

Симптоматика бактериурии будет зависеть от локализации инфекции и от основного заболевания, которое она спровоцировала.

При пиелонефрите, когда инфекция обосновалась в почке, симптомы следующие:

• наблюдаются боли внизу живота, жжение при опорожнении уретры;
  • частые и малорезультативные позывы к опорожнению;
  • тошнота и рвота;
  • незначительное повышение температуры с длительностью в две-три недели;
  • боль в пояснице;
  • жидкость из уретры мутная, с примесью гноя, крови, с неприятным запахом.

При цистите, когда инфекция локализуется в уретре, наблюдаются такие симптомы, как:

• выделения из уретры, возможно, с гноем;
  • боли при опорожнении мочевого пузыря;
  • боль в промежности;
  • озноб, высокая температура.

Бессимптомная бактериурия может наблюдаться у разных возрастных групп вне зависимости от пола. Чаще всего наблюдается у новорожденного и у женщин в период вынашивания плода. Данная форма заболевания очень коварна и может дать серьезные осложнения для организма, так как вовремя не определяется и приобретает хронический характер.

Диагностика бессимптомной бактериурии

Исследование с целью выявить бессимптомную бактериурию проводят тем пациентам, у которых имеет место высокий риск развития разнообразных осложнений. Прежде всего, это беременные женщины, наиболее оптимальным сроком для исследования которых является шестнадцатая неделя беременности. Также исследованию подлежат люди, которые перенесли инвазивные урологические процедуры, больные с иммунодефицитами, лихорадками, имеющими неясный генез. Также необходимо проводить анализы детям с клиническими проявлениями инфекции мочевых путей, которым еще не исполнилось шести лет.

Дополнительные факты

 Бессимптомная бактериурия (BBU, бессимптомная или латентная хроническая бактериурия) выявляется у 2,5-26% беременных. У пациентов с низким социально-экономическим статусом синдром развивается в 5 раз чаще. Часто невоспалительная бактериальная колонизация мочевыводящих путей предшествует беременности. У 52,3% беременных женщин бессимптомная бактериурия выявляется в первом триместре, у 35,4% во II триместре и у 12,3% в III. Согласно рекомендациям ВОЗ, увеличение содержания бактериальных агентов до 100 тысяч и более КОЕ / мл является клинически значимым. Однако, согласно наблюдениям специалистов в области урологии, акушерства и гинекологии, риск осложненного курса беременности возникает даже при титрах от 100 до 10000 КОЕ / мл.

Причины

 Патология вызывается комменсальными микроорганизмами, обычно колонизирующими периуретральные и перианальные области. У 95% пациентов высеяна моноинфекция. Почти в 2/3 случаев этиопатогены являются грамотрицательными: у 51,7% беременных женщин с бессимптомной бактериурией Escherichia coli определяется в анализах: Proteus, Klebsiella, Enterobacter, Cytrobacter, Pseudomonads, неферментативные бактерии встречаются реже. Грамположительная микрофлора представлена ​​стафилококками (эпидермальными, гемолитическими, сапрофитными), пиогенным стрептококком, фекальным энтерококком.
 Риск развития патологического состояния повышен у женщин с бактериальным вагинозом, предшествующими урогенитальными инфекциями, врожденными пороками развития мочевыводящих путей, анамнезом нефролитиаза, длительным курением, сахарным диабетом, частым тонзиллитом и острыми респираторными инфекциями. Специфическими факторами, способствующими развитию скрытой хронической бактериурии в гестационный период, являются характерные метаболические, уродинамические изменения и механические воздействия:
 • Застой и рефлюкс мочи. У беременных наблюдается расширение пелокализеальной системы, гипотензия мочеточников и мочевого пузыря и расслабление сфинктера уретры вследствие реакции волокон гладких мышц на повышение уровня прогестерона. У некоторых пациентов встречаются пузырно-мочеточниковый и мочеточниковый рефлюксы. Ситуация усугубляется 1,5-кратным ускорением клубочковой фильтрации и механическим сжатием мочевых органов увеличенной маткой.
 • Изменения в химическом составе мочи. Эффект контрагормональных гормонов (кортизол, плацентарный лактоген, хорионический гонадотропин) способствует развитию физиологической резистентности к инсулину у беременных. В сочетании с повышенным синтезом глюкозы печенью это приводит к развитию временной глюкозурии и, в случае неадекватных механизмов компенсации, к гестационному диабету. Глюкоза служит подходящим субстратом для питания и роста микроорганизмов, попавших в уротелий.
 • Снижение сопротивления. Реструктуризация иммунной системы беременной женщины направлена ​​на поддержание беременности. Чтобы предотвратить отторжение генетически инородного плода, организм женщины удваивает активность T-супрессоров, T-киллеров, фагоцитарных нейтрофилов, подавляется макрофаги, а уровень иммуноглобулина G. Снижается. В результате пациент становится более восприимчивым к бактериальной инфекции, что способствует бессимптомной активации комменсалов.

Патогенез

 Механизм развития бессимптомной бактериурии у беременных основан на восходящем распространении комменсальных микроорганизмов в мочевыводящих путях. Очень редко инфекция происходит гематогенно. Как правило, этиопатогены, которые сохраняются на слизистых оболочках периуретральной области, попадают в мочевыделительную систему через расслабленный сфинктер мочеиспускательного канала. Недостаточный иммунный ответ не полностью уничтожает бактерии, концентрация которых недостаточна для возникновения обычной воспалительной реакции. Из-за наличия адгезинов, гемолизина и других факторов вирулентности инфекционные агенты колонизируют уротелий. Ускоренному росту бактерий способствует физиологическое повышение рН мочи и возможная глюкозурия.

Профилактика бессимптомной бактериурии

Для беременных женщин очень важно принимать все возможные меры, направленные на предупреждение проявления бактериурии. Периодически во время визита к лечащему врачу будущая мать должна в обязательном порядке сдать мочу и кровь для проведения клинических и биохимических анализов. Также обязательно проводятся бактериологические исследования мочи. При необходимости врач может назначить проведение ультразвукового исследования почек. Также иногда следует пройти курс лечения антимикробными препаратами с целью снижения риска развития у беременной женщины гнойного пиелонефрита, а также гипотрофии плода и преждевременного рождения ребенка. При первом же визите в женскую консультацию с целью профилактики женщину сразу же направляют на бактериологическое исследование мочи.

Если были соблюдены все меры профилактики, то роды проходят вовремя и через естественные родовые пути.

Список источников

Особенности бактериурии

Проникновение бактерий в мочу может произойти несколькими путями. Они могут попасть нисходящим способом, то есть из очагов воспаления в мочевом пузыре, почках, железах мочеиспускательного канала, предстательной железе. Еще один путь попадания бактерий в мочу — восходящий. В данном случае попадание бактерий происходит вследствие инструментального вмешательства разного рода (катетеризация, бужирование, цистоскопия, камнедробление). Также возможен лимфогематогенный путь попадания микробов — из кишечника, половых органов; гематогенный – из очагов инфекции.

Принято различать истинную бактериурию, в процессе которой происходит размножение микробов в мочевых путях, а также ложную бактериурию, при которой имеет место прохождение микробов из крови в мочу через почку, но при этом они не размножаются.

При бактериуриив моче может наблюдаться совершенно различная флора – это кишечная палочка, стрептококки, стафилококки, синегнойная палочка, протей и др. Как правило, проявление бактериурии является признаком воспаления почек или определенного участка мочевыделительной системы. Очень часто бактериурия проявляется у людей, которые недавно перенесли инфекционные болезни. Бактериурию выявляют также у больных, которые длительное время страдают от постоянных запоров, а также у людей с болезнями толстой кишки, с трещинами заднего прохода, проктитами.

Если в организме человека имеют место другие очаги инфекции, то проявление бактериурии также возможно: микробы попадают в мочевые пути и почки гематогенным или лимфогенным путем.

Часто протекание бактериурии протекает схоже с циститом и пиелонефритом. У больного температура возрастает до субфебрильных показателей. Человек, у которого диагностируется бактериурия, отмечает, что позывы к мочеиспусканию становятся более частыми, а моча – мутной, иногда в ней появляется осадок. Мутной моча становится в связи с большим количеством микробов.

Достаточно часто бактериурию обнаруживают и у полностью здоровых людей, так как в мочеиспускательном канале всегда есть микрофлора.

Диагностика бактериурии

В процессе диагностики данного состояния применяется несколько разных методов. Это нитритный тест Грисса, так называемый ТТХ-тест (тест восстановления трифенилтетразолия хлорида), редукционный глюкозный тест.

При диагностике в условиях поликлиник применяются химические тесты, которые позволяют получить быстрые результаты. Использование количественных бактериологических методов дает возможность узнать количество колоний микробов. Это позволяет узнать точную степень бактериурии. Но все же следует учесть, что возможны и ложноотрицательные результаты таких тестов, возникающие вследствие обильного питья, употребления уросептиков и т.п. Если получены положительные результаты теста, то следующим шагом будет определение вида бактерий, а также их чувствительности к сульфаниламидам и антибиотикам.

Обнаружение бактериурии является очень важным моментом в процессе комплексной диагностики болезней мочевыделительных путей, имеющих воспалительный характер. Как правило, высокой степенью бактериурии сопровождаются тяжелые урологические болезни.

Как правильно брать образец для анализа?

Моча сдается на бактериурию в стерильной посуде, купленной в аптеки. Собирать биоматериал следует определенным образом, соблюдая следующие правила:

• мочиться в тару нужно, тщательно промыв область половых органов, чтобы избежать случайного попадания микробов в мочу,
  • в тару для сбора следует собрать среднюю порцию мочи,
  • сбор мочи не рекомендуется после длительного сдерживания мочеиспускания,
  • моча должна быть свежевыпущенная, а мочеиспускание – свободным,
  • повторный анализ сдают на следующий день после первого, желательно утром,
  • чтобы подсчитать истинное число бактерий, перед исследованием не стоит пить антибиотики и противовоспалительные препараты.

Меры профилактики

Чтобы снизить вероятность развития бактериурии во время беременности, придерживайтесь полезных рекомендаций:

• избегайте переохлаждения;
  • правильно питайтесь;
  • ведите активный образ жизни;
  • следите за массой тела, не допускайте ожирения;
  • укрепляйте иммунитет;
  • избегайте беспорядочных половых связей;
  • регулярно проходите медицинские осмотры.

Закладка Постоянная ссылка.