Степени тугоухости у детей

Тугоухость у детей является заболеванием, которое выражается в понижении слуха, затруднении восприятия разговорной речи и окружающих звуков.

Причины появления заболевания

Существует множество факторов, способствующих возникновению тугоухости у детей. Принято различать наследственные, врожденные и приобретенные причины развития заболевания.

Наследственным типом тугоухости страдают дети, чьи родители имеют проблемы со слухом. Болезнь передается путем наследования: аутосомно-доминантного, аутосомно-рецессивного либо с локализацией гена в Х-хромосоме. При рецессивном типе болезнь проявляется в ранние годы, а при доминантном — у детей старше 15 лет. При этом тугоухость может развиваться как отдельное заболевание либо совместно с другими патологиями, среди которых встречаются нарушения работы зрительной, нервной, костно-мышечной и мочевыделительной систем.

Врожденный тип тугоухости развивается вследствие осложнений, возникающих в период вынашивания плода или непосредственно во время родов. Если у матери имеются инфекционные заболевания, то высока вероятность того, что возбудитель болезни проникнет к плоду и приведет к развитию внутриутробных инфекционных процессов.

Причиной тугоухости могут стать такие заболевания, как скарлатина, ветряная оспа, корь, ОРЗ, с большей вероятностью — сифилис, краснуха, инфекционный герпес и цитомегалия. Возбудители болезней наиболее опасны в первые месяцы беременности.

Врожденной причиной развития нарушения слуха может стать токсическое воздействие на плод, которое вызвано соматическим заболеванием матери (проблемы с почками или печенью, сахарный диабет, авитаминоз и другие) или несоблюдением ею здорового образа жизни (употребление алкоголя, курение, использование наркотиков, злоупотребление лекарственными и другими химическими средствами).

Другой причиной возникновения заболевания может быть гипоксия, появляющаяся у плода во время беременности или у младенца в ходе родов. Гипоксия приводит к нарушению целостности сосудов и кровоизлиянию, что может негативно отразиться на нормальной работе слуховых органов.

Тугоухость может быть следствием преждевременных родов. У недоношенного ребенка развивается ряд патологий, среди которых — ухудшение слуха.

Факторами развития приобретенной тугоухости являются острые инфекционные заболевания ребенка, воспалительные процессы в оболочках мозга (менингит), черепно-мозговые травмы, отит среднего уха, ототоксическое воздействие некоторых медикаментов.

К инфекционным заболеваниям, которые встречаются в детском возрасте и способны привести к нарушению слуха, относятся грипп, ветряная оспа, малярия, дифтерия, клещевой энцефалит, корь, скарлатина и другие. В результате инфекционных заболеваний в большинстве случаев развивается двусторонняя тугоухость, реже — односторонняя.

Отит среднего уха приводит к нарушению слуха в тех случаях, когда ребенок не получает корректное своевременное лечение, из-за чего возникают повреждения барабанной перепонки.

Негативное воздействие ототоксических медикаментов (аминогликозидные антибиотики, стрептомицины и другие) заключается в поражении структур внутреннего уха: уничтожение волосковых клеток, нарушение кровообращения, возникновение отечности перепончатого лабиринта, повышение чувствительности и накопление медикаментозных веществ в жидкостях данного отдела органа слуха.

Причины

К общим причинам, которые приводят к снижению слуха у детей, относят:

  • Заражение материнской инфекцией.
  • Краснуху, грипп, инфекционный мононуклеоз.
  • Родовые травмы, желтуху или церебральный паралич.
  • Постнатальные причины. Перенесённый менингит, отравление ототоксичными препаратами.
  • Генетический фактор, нейродегенеративные расстройства.
  • Травмы головы.

Классификация

Существует три классификации тугоухости:

По уровню поражения:

  • нейросенсорная;
  • кондуктивная;
  • смешанная.

По периоду развития заболевания:

  • острая;
  • подострая;
  • хроническая.

По факторам, вызвавшим нарушения слуха:

  • наследственная;
  • врожденная;
  • приобретенная.

Нейросенсорная (сенсоневральная)

Данный тип тугоухости характеризуется ухудшением работы слухового анализатора, что ведет к частичной или полной потере слуха. Развитие патологии происходит в структурах, отвечающих за восприятие слуха, на различных участках: во внутреннем ухе, слуховых нервах, зонах слуха головного мозга.

В большинстве случаев причиной заболевания становится гибель волосковых клеток или повреждения улитки. При нейросенсорной тугоухости болевой порог снижен, из-за чего у пациента возникают болезненные ощущения при восприятии звуков, превышающих порог слышимости.

Кондуктивная

Кондуктивная тугоухость возникает при наличии проблем со звукопроводящей системой. Болезнь может быть вызвана повреждением барабанной перепонки, воспалением слуховых косточек, закупориванием слухового прохода. В большинстве случаев заболевание данного типа диагностируется у детей младшего возраста, причиной становится слуховая пробка или отит среднего уха. Снижение слуха достигает от 25 до 65 дБ.

Наследственная

Наследственная тугоухость является следствием генетических мутаций, что делает возможным ее переход по наследству от родителей к детям. В большинстве случаев болезнь проявляется в первые годы жизни ребенка, при этом степень тяжести варьируется от легкой и умеренной до умеренно-тяжелой и глубокой. Тугоухость может сопровождаться наличием проблем с развитием речи.

В случаях, когда заболевание передается на генетическом уровне от родителей детям, не предусмотрен специальный курс лечения. По этой причине для таких детей предусмотрены программы обучения в специализированных реабилитационных центрах.

Врожденная

Тугоухость считается врожденной, если она развилась вследствие влияния негативных факторов во время вынашивания плода или при родах. В большинстве случаев патология вызвана инфекционными болезнями матери или воспалительными процессами в ее организме. Но тугоухость также может вызвать прием матерью некоторых лекарственных препаратов, вдыхание загрязненного воздуха, в котором присутствует множество вредных веществ, употребление алкоголя и курение табачных изделий. В данных случаях у ребенка может развиться частичная или полная глухота.

Острая

Острая тугоухость развивается в короткие сроки (от 2 до 5 дней). Острая форма патологии является следствием инфекционных заболеваний, слуховых травм, воспалительных процессов в организме, нарушением поступления крови в сосуды, которые питают внутреннее ухо. При этом потеря слуха у больного происходит внезапно, в большинстве случаев — только правого или левого уха. Болезнь сопровождается шумом в ухе, которое перестало слышать, и головокружением.

При обнаружении симптомов острой тугоухости у ребенка необходимо незамедлительно обратиться к врачу для проведения лечения.

Подострая

При отсутствии своевременного лечения острой формы тугоухости болезнь переходит в подострую форму, которая длится от 1 до 3 месяцев.

Хроническая

Выделяют три типа хронической тугоухости:

  1. Первый тип возникает из-за продолжительного отсутствия лечения заболеваний, которые способны привести к нарушению слуха. В данном случае хроническая форма тугоухости развивается постепенно после острой и подострой стадий.
  2. Второй тип распространен у людей, работающих на шумных производствах. Он постепенно развивается при постоянном воздействии на слуховую систему шума и различных звуковых вибраций.
  3. Третий тип является врожденной болезнью и присутствует у пациента с рождения.

Всем типам хронической тугоухости свойственны продолжительное течение болезни (3 и более месяцев) и неэффективность лечения.

Гены глухоты

Существует больше сотни генов, мутации которых способны привести к развитию тугоухости. Данные гены расположены во всех 22 аутосомах и Х-хромосоме. При аутосомно-рецессивном наследовании тугоухости задействован ген GJB2, находящийся на 13-й хромосоме. Он отвечает за белок, обеспечивающий создание связей между клетками в структурах внутреннего уха. Результатом мутации данного гена становится прекращение образования протеина или наличие в нем дефектов.

Причиной аутосомно-доминантного наследования тугоухости может быть мутация гена USH1C, находящегося на 11-й хромосоме. Ген отвечает за белок PZD, задействованный в образовании некоторых элементов внутреннего уха (в основном волосковых клеток). Другим геном, мутация которого способна привести к потере слуха, является USH1D.

Ген отвечает за белок кадрегин, принимающий участие в образовании нейронных структур различных органов чувств. Поэтому возможные дефекты данного гена способны привести к многочисленным проблемам, включая нарушение слуха.

К числу локализованных в Х-хромосоме генов, мутации которых способны привести к развитию тугоухости, относятся POU3F4 (отвечает за протеины, участвующие в образовании структур органов слуха), PRPS1 и MTRNR1.

Смешанная

Смешанная тугоухость диагностируется в тех случаях, когда заболевание вызвано несколькими факторами, характерными для нейросенсорной и кондуктивной тугоухости. При данном типе заболевания наблюдается поражение внутреннего, среднего и наружного уха.

Приобретенная

Тугоухость считается приобретенной, если она развилась у ребенка после его рождения по причине инфекционных заболеваний, черепно-мозговых и слуховых травм, вследствие воспаления среднего уха и приема некоторых ототоксических лекарств.

Прогноз

В большинстве случаев при соблюдении всех правил и рекомендаций доктора происходит полное восстановление слуха. В тяжёлых случаях он возвращается частично.
На положительный исход значительно влияет своевременное выявление заболевания у детей, которое поможет избежать задержки речи и интеллектуального развития.

Меры профилактики

Чтобы снизить риск потери слуха в юном возрасте, необходимо следовать рекомендациям:

  • Нельзя постоянно слушать громкую музыку в наушниках. Это же правило относится к пребыванию на дискотеке, где уровень звука способен навредить органам слуха.
  • Можно повредить слух вследствие игры в снежки или прыгая в воду. Следует играть внимательно и осторожно.
  • К механическим травмам относят и неаккуратное очищение ушной раковины спичкой или булавкой. Используйте только специальные средства личной гигиены.
  • Раз в год обращаться к специалисту для устранения серной пробки.
  • После водных процедур удалять из ушей остатки влаги.
  • Своевременное лечение болезней ЛОР-органов.

Слухопротезирование при кондуктивной тугоухости

Наука не стоит на месте. Сегодня существуют специальные цифровые слуховые аппараты и аппараты костной проводимости для слухопротезирования пациентов с кондуктивной тугоухостью. Стандартные модели способны решить основную проблему сниженного слуха — вернуть разборчивость речи и установить баланс при односторонней потере слуха. Устройства костной проводимости решает передают звуки сразу в улитку, минуя пораженные участки внешнего и среднего уха.

Итак, кондуктивное снижение слуха поддается лечению и слухопротезированию, но помните, что всегда гораздо проще предупредить заболевание, чем лечить его!

Профилактика кондуктивной тугоухости у взрослых и детей

Снижение слуха ведёт к необратимым процессам, которые трудно или невозможно вылечить. Слух необходимо беречь, так же как и зрение, ещё до появления симптомов. Меры профилактики по предотвращению данного заболевания:

  • Чаще мойте уши и удаляйте серные пробки.
  • Если ваша работа связана с шумом, используйте наушники или беруши, чтобы защитить органы слуха от сильных шумов.
  • Регулярно проверяйте свой слух у специалиста, чтобы как можно раньше обнаружить проблемы со слухом.
  • Не включайте радио или телевизор на полную громкость.
  • Применяйте наушники при шумных развлечениях (стрельба, катание на мотоциклах и снегоходах и пр.).

Как лечить хронический тонзиллит и острые формы заболевания

Симптомы и лечение гриппа у детей читайте .

Видео

Симптомы

Главный признак кондуктивной тугоухости – снижение слуха. Данный симптом возникает остро или постепенно. К основным характерным проявлениям тугоухости кондуктивного типа относят:

  • Кровотечение из уха в случае перфорации барабанной перепонки;
  • Воспалительный процесс при среднем отите;
  • Повышение температуры тела.

Существуют специфические признаки этого заболевания, которые больной не может определить самостоятельно. Выявить это может только врач-отоларинголог во время обследования, например, по тесту Вебера: человек с больной стороны слышит лучше, чем со здоровой.

Тест на проверку слуха по Веберу проводится с помощью камертона. Камертон активируется, и приставляется к различным частям головы и лба. Пациента просят прислушаться, и сказать, какое ухо в каком случае слышит лучше. Результаты этого теста полностью зависят от адекватности пациента, его внимания и желания сотрудничать.

Возможные осложнения

В детском возрасте кондуктивная тугоухость способна вызвать отставание психофизического развития от сверстников.

Усиление проявлений кондуктивной тугоухости постепенно приводит к нарушению не только звукопроводящей, но и звукопринимающей функции, присоединению к данному заболеванию нейросенсорной формы.

Диагностика

Чтобы установить степень кондуктивной тугоухости, применяют следующие виды обследования:

  • Речевая аудиометрия. Итог исследования отражается в аудиограмме, по которой можно понять насколько хорошо больной слышит. Речевая аудиометрия позволяет установить, какой процент слов пациент может разобрать при изменении громкости от шёпота до крика.
  • Импедансометрия.
  • Тестирование с камертоном.
  • Пневматическая отоскопия.
  • Осмотр головы, шеи, наружного уха.
  • Исследования среднего уха и барабанной перепонки.

Своевременная диагностика позволяет скорректировать недостатки, поэтому так важно тщательно исследовать новорожденных на предмет слуха. Это даёт возможность приступить к коррекции слуха в самом маленьком возрасте.

Виды тугоухости

Кондуктивная тугоухость бывает двусторонней и односторонней.

Двусторонняя кондуктивная тугоухость – особо тяжёлая патология, лишающая человека возможности нормально слышать хотя бы одним ухом. Чаще всего эта форма заболевания развивается в результате острых воспалительных процессов в носоглотке, переросших в острый отит длительного течения.

Степени

  1. Дети с первой степенью тугоухости воспринимают звуки громче 26 дБ. Они слышат речь умеренной громкости на расстоянии до 6 м, шепот — до 3 м. При наличии посторонних фоновых шумов восприятие звука ухудшается, и детям сложнее разобрать слова собеседника. В большинстве случаев тугоухость первой степени сопровождается проблемами с произношением.
  2. Дети со второй степенью тугоухости воспринимают звуки громче 40 дБ. Они способны услышать разговорную речь на расстоянии до 4 м, шепот — непосредственно около уха. Заболевание сопровождается задержками в развитии речи, произношение большинства слов неправильное. Ребенок старается избегать общения, а на вопросы отвечать односложно.
  3. Дети с третьей степенью тугоухости воспринимают звуки громче 55 дБ. Расстояние, на котором они распознают разговорную речь, сокращается до 1 м, при этом шепот они услышать не способны. Проблемы с развитием речи осложняются задержками в развитии на психологическом уровне. Ребенок практически не общается, на вопросы не реагирует, просьбы не выполняет.
  4. Дети с четвертой степенью заболевания воспринимают звуки громче 70 дБ. Они не способны разобрать слова собеседника без помощи слухового аппарата. При данной степени тугоухости речь не развивается.
  5. Пятая степень является терминальной стадией развития тугоухости, при которой порог слышимости достигает 90 дБ. Ребенок практически полностью теряет способность слышать звуки.

Какие симптомы наблюдаются

При развитии заболевания у взрослых больные способны заметить симптомы самостоятельно и своевременно обратиться к врачу с целью назначения необходимого лечения. Если тугоухость развивается у детей, те могут не обратить внимания на ухудшение своего состояния или будут не способны его объяснить из-за возраста. Поэтому родителям необходимо следить за своими детьми и незамедлительно вести их на прием к врачу, если обнаружились симптомы, свидетельствующие о развитии тугоухости.

У грудничка

Существует ряд признаков, по которым можно определить наличие у ребенка проблем со слухом. Сразу после рождения врачи проверяют его на предмет возможных патологий или дефектов, так как многие заболевания могут передаваться по наследству или появиться на стадии вынашивания плода.

Основным симптомом тугоухости является отсутствие реакции новорожденного на звуковые раздражители. Если слуховой аппарат развивается нормально, то в двухнедельном возрасте дети должны вздрагивать от громких или резких звуков. В месячном возрасте они уже должны узнавать голос матери, в трехмесячном — звук своих любимых игрушек. Если мама напевает своему ребенку песню или разговаривает с ним, но он никак не реагирует, то существует вероятность развития нарушений слуха.

Другими симптомами являются неспособность младенца воспроизводить предречевые вокализации в семимесячном возрасте и отсутствие словарного запаса к 1-2 годам.

Особое внимание необходимо уделить детям, родители которых имеют проблемы со слухом, матери болели во время беременности инфекционными, воспалительными заболеваниями или перенесли роды с осложнениями.

Данная категория детей попадает в группу риска, наличие тугоухости у них может быть обусловлено наследственными или врожденными факторами, а потому риск развития заболевания возрастает.

Детей старше

Детям постарше, которые страдают тугоухостью, свойственно стараться понять речь собеседника с помощью чтения по губам, не реагировать на обращения со спины, просить повторить уже сказанное, произносить слова громче, чем следует. При этом у детей имеются проблемы с развитием речи.

Они неправильно произносят некоторые звуки, не способны различить похожие фонемы, делают ошибки при построении предложений, их лексический запас ограничен и не пополняется. Данные факторы приводят к тому, что у ребенка с тугоухостью появляются проблемы с письмом и чтением.

Фонематический слух — это способность человека различать, анализировать и дифференцировать слоги и звуки человеческой речи.

Нарушение фонематического слуха (ФС) — это не ЛОР-нарушение. При дефектах фонематического слуха физиологический обычно развит хорошо. Ребенок даже может обладать музыкальным слухом. Проблема заключается в том, что он плохо распознает фонемы — отдельные звуки. Например, вместо слова «кашка» говорит «кафка», вместо «ложка» – «лоска» и т.д.

При подобном отклонении у детей в школьном возрасте появляется акустическая дисграфия. Из-за этого возникают трудности с обучением и правильным воспроизведением услышанных слов. Особенно тяжело дается правописание и изучение новых языков. Но и в остальных предметах преуспевать будет сложно — способность правильно писать и говорить пригодится везде. Неуспешность в учебе негативно влияет на самооценку ребенка, он привыкает чувствовать себя аутсайдером, это закрепляется в его подсознании. Именно поэтому очень важно скорректировать этот недостаток до школы или, если этого не произошло, в начальной школе.

Причины нарушения фонематического слуха

Поскольку за фонематический слух отвечает левое полушарие мозга, очень важно состояние именно этой зоны. При обследовании детей, имеющих нарушение ФС, часто выявляются:

  1. Проблемы кровоснабжения мозга (например, повышенное внутричерепное давление, венозный застой, расширение мозговых желудочков, особенно слева);
  2. Нарушение проведения слухового импульса на уровне «до коры», особенно от правого уха в левое полушарие (выявляется с помощью обследования методом вызванных потенциалов). Это не является грубым нарушением слуха (как правило, врач-ЛОР пишет в таком случае: «норма»), но проявляется именно при восприятии звуков речи на определенных частотах.
  3. На ЭЭГ у детей с ФФНР также бывает нарушение электрогенеза именно в области левого виска (но не обязательно).

Таким образом, можно сказать, что нарушение ФС – это неврологическое, нейрофизиологическое нарушение, которое чаще всего обусловлено проблемами беременности и родов. Помимо нарушения фонематического слуха у таких детей часто есть сопутствующие проблемы: гиперактивность, проблемы поведения, питания, эмоционально-волевой сферы.

При подозрении на ФФНР у своего ребенка важно обратиться за помощью к логопеду. На первом приеме специалист должен провести обязательное обследование фонематического слуха. Для этого проводятся следующие процедуры: определение ребенком источника звука, различение схожих слов, дифференциация слогов и фонем, звуковой анализ.

В нашем центре мы также рекомендуем пройти консультацию нейропсихолога и принести необходимые заключения по результатам ЭЭГ, обследования методом вызванных потенциалов (АСВП, КВП), допплерографию и заключение невролога для понимания полной картины развития ребенка.

По результатам всех диагностических процедур педагог составляет индивидуальную программу для коррекции дефектов.

Коррекция нарушения

Для развития фонематического слуха прежде всего нужны регулярные занятия с логопедом. Также в нашем центре успешно применяется метод нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис для улучшения слухоречевого и фонематического восприятия. В процессе прослушивания специальной программы в наушниках с костной проводимостью расширяется диапазон воспринимаемых мозгом частот, в том числе тех, на которых височная кора распознает звуки речи. Также улучшается слухоречевое внимание.

На логопедических занятиях специалисты нашего центра используют гарнитуру Forbrain, которая также имеет костную проводимость и специальные динамические фильтры. С помощью данного аппарата ребенок с нарушением фонематического слуха начинает слышать свои ошибки и может скорректировать их. При регулярных занятиях с Forbrain улучшается речь, ее плавность, произношение, ритм и музыкальность, различение на слух и память.

Коррекция ФФНР должна проводиться комплексно. Логопед проводит занятия, а невролог назначает терапию, направленную на устранение проблем в работе нервной системы (нормализация работы сосудов, питание мозга и т.д.). Помимо занятий у логопеда родители должны заниматься с ребенком и дома. Для этого специалист дает домашние задания.

Упражнения и игры для развития фонематического слуха

Игра «Поймай звук». Взрослый говорит какое-то слово, а задача ребенка — при произношении заранее оговоренного звука хлопнуть в ладоши. Сначала подбирайте слова, которые начинаются с нужного звука. Затем усложняйте — звук должен находиться в середине или конце слова. Задание можно разнообразить, чтобы ребенку было интереснее, а также развивались различные каналы восприятия звука. Для этого говорите ребенку слова из соседней комнаты. Спустя какое-то время следует читать текст, в котором он будет ловить нужный звук. Этот способ отлично тренирует внимание и концентрацию.

Игра «Доскажи слово». Ребенку говорят начало фразы, а он должен её закончить: чтобы играть, нужна игра, чтобы шить, нужна… (игла). Придумайте как можно больше подобных созвучий.

Поиграйте в «Рифмы». Говорите какое-нибудь слово и бросайте ребенку мячик. Он должен поймать его и произнести в ответ рифму. Если рифма не названа — скажите её сами. Начинайте с очень простых слов и постепенно переходите к более сложным. Игра рассчитана на детей в возрасте от 4-5 лет и старше.

Для записи на консультацию логопеда или нейропсихолога звоните по тел.: (812) 642-47-02.

Во время беременности диагностика заключается в проведении общей проверки развития плода и профилактике появления возможных патологий. После рождения ребенка проводится проверка его реакций на различные звуки, осмотр ушных раковин и слуховых труб.

Для диагностики заболевания у детей до 7 лет используется акуметрия в форме игры, у детей постарше — речевая и тональная акуметрия. В целях определения точного места поражения слуховой системы применяется электрокохлеография, с ее помощью можно диагностировать повреждения внутреннего уха и слуховых нервов.

В первую очередь следует обращать внимание на малышей до 8 месяцев, которые подвергаются различным факторам риска. Но чаще всего в этом возрасте диагностика с помощью дополнительного оборудования не проводится. Визуально видно, как ребёнок вздрагивает от громкого звука или поворачивает голову на его источник.
В возрасте с 12 до 24 месяцев тестирование проводить сложнее. Точные показатели выявляют только по достижении малышом трёх лет при помощи аудиометрии. Специалисты используют регистрирующий электрод, закреплённый за ушной раковиной в области наружного слухового канала. Происходит стимуляция органа раздражителями звука, и реакция регистрируется в виде кривой, которая фиксируется на компьютере.
Как распознать нарушение слуха у детей дома, и какими диагностическими приёмами пользуются медики, вы можете узнать из этого видео:

Метод безусловной реакции

Этот вид диагностики считается простым, но не совсем точным. Для определения уровня слуха проводят звуковое раздражение уха на момент присутствия безусловных рефлексов. Специалист внимательно наблюдает за показателями сердцебиения, вегетативными ответами и частотой пульса.
Метод безусловной реакции чаще используется для грудничков и новорожденных детей. При этом чем старше малыш, тем выше интенсивность звука.

Материнский анамнез

Специалисты собирают анамнез родителей, чтобы выявить наличие склонности к наследственной тугоухости. Также родители грудничка рассказывают, как он реагирует на резкие звуки, и присутствует ли характерный для этого возраста рефлекс Моро, заключающийся в вытягивании ног при звуковом раздражителе.

Метод условно-рефлекторных реакций

Для определения односторонней тугоухости или выявления расстройств слуховых функций используют метод условно-рефлекторных реакций, для которого необходима выработка ориентировочной реакции на звук в сочетании с другими раздражителями. К примеру, кормление с резким звонком.

Спустя несколько дней сосательный рефлекс будет связан со звуком и появляться после него. Иногда на фоне звуковых раздражителей ребёнку показывают слайды, интересные картинки или видео. При этом малыша усаживают в изолированной камере и надевают на ухо наушник. Специалист изучает показатели вне камеры.

Акустическая импедансометрия

Метод исследования подходит для детей раннего возраста. Грудничкам его проводят в момент глубокого сна.
В наружную слуховую полость ребёнка помещают специальные датчики и подают зондирующий звук. При этом исследуют показатели порога акустического рефлекса, тимпанометрию и статический комплианс.
Таким образом, можно узнать уровень сокращения мышцы среднего уха, увидеть подвижность барабанной перепонки и уровень давления в среднем ухе. Также происходит диагностика подвижности слуховых косточек.

Электрокохлеография

Чтобы измерить электрическую активность спирального узла улитки, используют электрокохлеографию. Для этого на барабанную перепонку устанавливают электроды, которые позволяют считывать электрические ответы.
Этот метод диагностики безопасен и прост, но является точным. Когда специалист считает необходимым, происходит прокалывание барабанной перепонки и установка электрода в непосредственной близи от улитки, что даёт ещё более точные показатели.

Акустическая эмиссия улитки

Одним из новейших методов исследования слуха является акустическая эмиссия. Она имеет высокую точность. Диагностика представляет собой подачу в ухо звука с помощью высокочувствительного микрофона. Звук отбивается от улитки, что и позволяет оценить уровень слуха.

Тональная пороговая аудиометрия

Исследование проводят после 5 лет. Оно позволяет исследовать уровень и качество звука на каждое ухо. Ребёнка помещают в тихой комнате или заглушённой камере, надевают наушники и воздействуют звуком. Исследование чаще проводят в утренние часы. Детям в начале задают интенсивный тон, который постепенно снижают.

Как мы слышим, или механизмы восприятия звуков

Ушная раковина и слуховой проход «собирают» звуковые волны, направляя их на барабанную перепонку. Барабанная перепонка передает колебания, вызванные звуком, на цепь слуховых косточек, которые сообщаются с так называемой улиткой – структурой внутреннего уха, которая превращает механические колебания в нервные импульсы. Последние проходят по преддверно-улитковому нерву в слуховые зоны коры височной доли головного мозга, где и обрабатываются, осознаваясь как звук. Патология любого отдела этой цепочки может вызвать снижение слуха.

Лечение

При появлении симптомов тугоухости необходимо незамедлительно обратиться в больницу, чтобы получить своевременную помощь. В первую очередь устанавливаются причины появления тугоухости, а после этого проводится комплексное лечение и, при необходимости, хирургическое вмешательство.

Медикаментозное

На первом этапе тугоухость лечится при помощи лекарственных средств, из которых основную роль играют ноотропные препараты («Кавинтон», «Фезам», «Пирацетам» и другие). Они способствуют улучшению кровоснабжения и циркуляции крови в головном мозге и в области органов слуха, восстановлению поврежденных клеток и тканей внутреннего уха.

В целях улучшения проводимости слуховых нервов применяются препараты с содержанием витаминов группы В («Тиамин», «Цианкобаламин», «Пиридоксин»).

Если причиной развития тугоухости является воспаление среднего уха или иные острые вирусные патологии слуховых органов, то назначается курс приема антибиотиков («Азитрокс», «Цефиксим», «Супракс») и нестероидных антифлогистических лекарств («Ибуклин», «Кетонал»).

При возникновении в слуховых органах воспалительных процессов, способствующих нарушению слуха, используются противоотечные и противогистаминные лекарства («Супрастин», «Зиртек»). Они снижают выработку отечной жидкости и устраняют отеки.

Физиотерапевтическое

Физиотерапия применяется в совокупности с медикаментозным лечением. Эффективными процедурами при тугоухости считаются иглотерапия, магнитотерапия и фоноэлектрофорез.

Использование фоноэлектрофореза способствует ускоренному попаданию медикаментозных веществ к поврежденным участкам слуховых органов и увеличению периода действия лечебного эффекта. Данная терапия улучшает обмен веществ во внутреннем ухе и благоприятно воздействует на биологически активные точки наружного уха.

Применение иглотерапии направлено на уменьшение или устранение ушных шумов, улучшение общего состояния больного. Данный метод не рассчитан на восстановление слуховой функции.

Магнитотерапия основана на воздействии на органы слуха переменным магнитным полем. В ходе процедуры улучшается кровообращение в головном мозге, оказываются обезболивающее, антифлогистическое и противоотечное действие.

Функциональное

Основным методом функционального лечения являются различные виды массажа органов слуха. При воспалительных процессах возможно повреждение барабанной перепонки и слуховых косточек, снижение их подвижности. В данном случае применяется пневмомассаж барабанной перепонки, который устраняет эти явления.

Хирургическое

Хирургическое лечение используется при кондуктивной форме заболевания. Вид хирургического вмешательства зависит от особенностей повреждений слуховых органов. Проводятся операции по восстановлению функциональности и целостности барабанной перепонки и слуховых косточек, при этом полностью или частично восстанавливается слух (тимпанопластика, мирингопластика и другие).

Особенности протезирования и кохлеарной имплантации

Аппараты слухового протезирования применяются при нейросенсорной форме заболевания. Их использование рекомендовано при потере слуха в диапазоне от 40 до 80 дБ. Если порог слышимости превышает 80 дБ, то протезирование возможно, но не всегда оказывается эффективным.

Протезирование допустимо только при двусторонней тугоухости (при асимметрии заболевания аппарат применяется к уху, которое слышит лучше). Это обусловлено достижением максимальной эффективности при минимальном усилении звука.

При лечении детей используется бинауральное протезирование, которое позволяет воспринимать звуковую информацию одинаково обоими ушами, что способствует ее корректной обработке левым и правым полушарием. Это обстоятельство положительно влияет на полноценное развитие ребенка.

Если у ребенка присутствуют необратимые дефекты или повреждения слуховых рецепторов, то стандартные протезы, используемые при слухопротезировании, оказываются бесполезными. В данном случае применяются кохлеарные импланты: в улитке уха устанавливается электрод, а речевой процессор — снаружи головы. Устройство преобразует получаемую звуковую информацию в электрические импульсы, поступающие напрямую в головной мозг. Установление данных имплантов возможно при отсутствии повреждений спирального ганглия, слуховых центров, слухового нерва и проводящих путей.

Реабилитация после кохлеарной имплантации предполагает повторное обучение слушанию и речи, поэтому оптимальный возраст для проведения операции — 1-2 года. В этом возрасте у детей не сформированы навыки речи, и процесс восстановления пройдет эффективнее.

Дают ли инвалидность

В рамках российского законодательства установлено, что детям присваивается инвалидность третьей степени, если у них диагностирована тугоухость третьей или четвертой степени на оба уха или на одно ухо, которое слышит лучше.

Методы профилактики

Профилактика тугоухости у детей заключается в своевременной вакцинации, эффективном лечении инфекционных и воспалительных заболеваний, недопущении приема ототоксических лекарственных средств, избегании постоянного воздействия громких звуков на органы слуха.

Автор статьи: Юлия Калашник Твитнуть Поделиться Поделиться Отправить Класснуть Линкануть Вотсапнуть Запинить (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Ко мне обратилась с очень интересной историей. Примерно пару месяцев назад спонтанно у ребенка заметили плохой слух. Проверили — а одно ухо толком не слышит. Важный момент — именно с этого дня ребенок сам стал переспрашивать и подставлять здоровое ухо. Затем сделали несколько замеров в разных местах. И хочется с этим что-то предпринять. Возраст — около 5 лет, что крайне радует: уже можно сделать полноценную аудиометрию. Посмотрим, что и как можно предпринять.
Вначале несколько важных моментов для данного случая:
1. Важно понимать, что практически все замеры с падением лишь на одно ухо — неправильны. Причина этого состоит в том, что практически всегда включают маскировочный сигнал, который нужно адекватно подбирать под ситуацию. И как следствие, на самом деле — ситуация нередко совершенно другая;
2. Действительно, если есть падение на одно ухо — то мозг очень быстро перестаёт его задействовать. И этот фактор тоже влияет на то, что замеры получаются катастрофическими;
3. Особенностью падения только воздушной проводимости является то, что и правда с таким слухом неплохо слышно. Особенно, если говорить с человеком с «мощным» голосом, т.е. с вибрацией. На практике же, обычный человек слышит около 90-95% всех звуков только по воздушной проводимости;
4. Особенность такого типа падений является тот факт, что крайне полезно использовать добротные колонки. Колонки дают одновременно нагрузку и по костной, и по воздушной проводимости. Вынуждая иметь правильную разницу: в норме костно-воздушный интервал (КВИ) должен быть до 5дБ. И именно такие ситуации и правда можно поправить, используя только добротные колонки. В таком случае, как минимум, воздушная проводимость подтягивается к костной до нормального КВИ;
5. Чем больше опыт такой тугоухости — тем больше «лень» задействовать худшее ухо. Потому, важно всегда дополнительно давать нагрузку на худшее ухо;
6. С маленькими детьми всегда есть плюс: исправление с ними можно сделать гораздо быстрее, чем со взрослыми. Нет лишних сомнений;
7. Важно учитывать, что на сегодня нет ни единого медицинского препарата, чтобы сделать слух объективно лучше. Потому, традиционные попытки лечения — тут ни к чему. Хотя, именно для данного вида падения существует операция хирургическая, но это тоже не есть лучший выход (там нет гарантии хотя бы хорошего результат). Гораздо быстрее и эффективнее исправить.
В наличии есть 3 замера за полтора месяца. Их и рассмотрим.

Аудиограмма от 11 января 2019
Начнем с первого замера от 11 января 2019. Сразу отмечу, что на замере не указан тип и уровень маскировочного сигнала, что сводит на нет информативность данного замера. Но, тем не менее. Глянем на правое ухо. Костная проводимость в норме, всюду 10дБ. Воздушная — чуть имеет спад. Но, это не удивительно, есть просто страх перед замером (первым в жизни). Потому, фактически слух справа в норме.
Слева всё начинается с точки 85дБ на 250Гц и 100дБ на 500Гц. Фактически, это указывает на 4ю степень тугоухости (а формально – даже глухоту). Но, никто не проверил костную проводимость. Потому, ценность замера — крайне низка.

Аудиограмма от 31 января 2019
Следующий почти бесполезный замер. Увы, на практике каждый замер стоит денег, времени и сил, особенно с маленьким ребенком. Волнения по поводу. Вот видно на замере, что указан крайне распространенный тип самого устройства для аудиометрии — АС40. Очень много таких замеров на блоге. И он точно может проверить костную проводимость до как минимум 60дБ падения. Но её — вовсе не проверяли.
Также интересно то, что слева теперь все точки около 15-20дБ. Можно было бы сказать, что ухудшение на фоне первого раза. Ведь 20дБ — это уже почти граница проблемы. Но, очевидно, что было лень что-либо проверять.
Стоит уточнить, что нормальный слух — это все точки около 10-15дБ. Если точки уже на 20дБ — то была бы неравномерность. Но её для правого уха нет.
Кстати, тут ещё и попутаны обозначения: красным цветом почему-то указано левое ухо, вместо правого. Но, посмотрим на показатели левого уха. Всё начинается уже с 60дБ (и никто не знает про наличие маскировочного сигнала, может его и не было) и доходит до 75дБ на 4000Гц. Якобы, более не слышно ничего.
Также отмечу, что в норме, маскировочный сигнал подбирается так, чтобы он не был громче, чем показатели худшего уха. Т.е. его цель, чтобы здоровое или лучшее ухо не «переслышало» худшее ухо.

Аудиограмма от 12 февраля 2019
Перейдем к самому свежему и самому правильному замеру от 12 февраля. Начнем с правого уха. Лень настигла и здесь при проверке, потому замеряли лишь воздушную проводимость. В этот раз она находится в пределах 10-15дБ. И очень жаль, что костную проводимость никто не проверил, т.к. интересно сравнить с левым ухом: слева видим точку даже в 0дБ, значит слух может быть сильно выше нормы изначально.
Теперь смотрим на левое. На замере отметили, что даже костную проводимость проверяют с маскировочным сигналом. Смысла такой затеи мало, но учитывая, что проверяют маленького ребенка — это ещё не настолько страшно. И, мы видим, что с маскировкой в 50дБ — слышно на 0дБ на 250Гц, затем плавное падение до 25дБ на 1000Гц. На 2000Гц — 55дБ, а на 4000Гц — 45дБ. На самом деле, падение было бы ещё меньше, если бы не было маскировки. Плюс к этому, уже как факт полтора месяца этих ухом не слышно — а показатели крайне радуют. Если нет нагрузки – то плавно падает и костная проводимость.
Воздушная проводимость. Её тоже измеряют с маскировкой в 50дБ. И в этот раз — этого очевидно мало. Но, тем не менее. Получились данные от 70дБ на 250Гц до 1000дБ на 4000Гц. И всего 80дБ на 8000Гц.
Исходя из всех замеров стало очевидно, что в наличии кондуктивный тип тугоухости. Крайне радует, что даже при таком солидном падении — высокие частоты (точка 8000Гц) слышны лучше средних: вероятно, и свыше 8000Гц всё не так плохо. Да, падение очень солидное, но поправить данную ситуацию — крайне нетрудно.
Итак, что нужно сделать:
1. Сократить костно-воздушный интервал слева;
2. Добавить просто нагрузки в течение дня слева (с таким падением на сегодня как бы звуков в быту нет, что неправильно);
3. Учесть тот факт, что возможны странности с низкими частотами, что видно справа;
4. Привыкнуть слышать звук объемно, двумя ушами до 20000Гц.
Что же нужно делать?!
Начнём с самого главного. Костно-воздушный интервал. В норме, человек всё, что слышит по воздушной проводимости через молоточек внутри уха превращает в костную. И есть такая чудесная вещь как колонки: добротные, мощные колонки дают одновременно и костную, и воздушную проводимость на любой громкости. Часто кажется, что есть вибрация от колонок — только от баса, низких частот. Но нет, высокие частоты — аналогично имеют вибрации, просто не столь заметные. И это и называется костной проводимостью.
Абсолютно неважно почему так вышло, что есть такое падение. Главное — поставить пару колонок слева – и начать слушать мультики. Причем, громкость — не важна чудовищная. Как мы видим по замеру, по костной проводимости — хватит толком 50-60дБ, чтобы точно было неплохо слышно. Безусловно, будет крайне полезно слушать так, чтобы точно захватить и воздушную проводимость. Но, я не рекомендую слушать явно громче 80дБ. Дело пойдет и просто, используя колонки от 40дБ до 80дБ.
Колонки выгодно ставить поближе, чтобы не было необходимости делать 70дБ во всей комнате. По времени — плавно начать минут с 15-25 в день и довести до 40-50. Громкость — лучше варьировать. Это всякий раз будет вынуждать слышать на одинаковой громкости и по костной, и по воздушной проводимости. И да, такая громкости точно не является вредной для правого уха (вредно считается от 85-90дБ). Да и колонки будут стоять слева, потому правое ухо будет иметь нагрузку, как минимум, на 10дБ ниже.
Порой есть идея про слуховые аппараты. Увы, при таком падении — даже для взрослого человека СА не подходят. Потому, лучше эту идею оставить в стороне. Да и стоит помнить, что СА работаю по воздушной проводимости. Потому, надев их – громкость будет чудовищной: 90-100дБ целый день.
Вернемся к левому уху. Есть ещё одна проблема — баланс нагрузки. В норме здоровый человек слышит двумя ушами. Но, уже сложилась привычка слышать лишь правым. Потому, помимо колонок слева — крайне удобно брать и давать послушать один наушник. Подключить к телефону и только левым ухом слушать. Это важно именно для баланса нагрузки. Причем, строго ожидаемо, что первые пару недель — будет казаться, что левое ухо толком не слышит даже на максимуме телефона. Но, всё же лучше слушать не на максимум — а на деление-два ниже. И пробовать ещё и ещё, не взирая на то, что как бы не слышно.
Нужно понимать, что вот эти два момента могут дать сдвиг за пару месяцев где-то на +30дБ по воздушной проводимости. Да, вероятно сейчас результаты занижены из-за неиспользования левого уха, странной маскировки и прочего. Но, нужно понимать, что более-менее одинаковыми уши станут через месяца 3-4. Но, явным индикатором прогресс станет банальный тест в наушниках. Наушники дают лишь воздушную проводимости. И потому, через недели 4 такого подхода — станет больше и лучше слышно левым ухом. А месяца через полтора можно будет попробовать даже послушать так аудио сказку.
Вообще, с детьми идеальны мультфильмы. Там отличные голоса, что крайне важно для получения навыков общения. И вообще, глянуть утром мультик, потом ещё вечером чуть-чуть + послушать музыку, что-то делая — вот и отличная нагрузка за день. Очень важно сделать так, что вот просто купили колонки — и с ними слушать прикольнее. Вот и всё. Не активно работать – а просто фоном теперь слушать колонки. И взрослые вокруг не должны удивляться. Музыку же лучше выбрать такую, чтобы все дома не были против. Не нечто специальное – а какие-то свежие, радующие записи.
Стоит понимать, что очень трудно как-то заставить сознательно действовать ребенка. Да, можно постараться вынудить акцентировать внимание на звуки слева. Есть и игрушки для детей, которые крайне шумные, и просто автомобили, которые явно громко работают. И звук воды в душе. Главное в этом деле — если и обращать внимание на звуки именно слева — то на те, что очевидно будут слышны. Очень важно создать некоторый позитив. Со слухом, как и в любой болезни нет ничего хорошего: слышать нормально — это и есть норма, а плохой слух — это негатив. Отсюда становится заметно, что позитива как такого — отыскать неоткуда. Потому, проверки слуха или попытки задействовать, где есть очевидный негатив — лучше избегать.
В то же время, можно стараться делать замеры слуха дома. Банально можно отыскивать нужную громкость для использования с колонками и просто одним наушником на левое ухо. Но, помимо этого — стоит раз где-то в неделю брать и проверять контрольные точки. Скажем, брать генератор и проверять точки в 250Гц, 500Гц, 1000Гц, 2000Гц, 4000Гц, 6000Гц, 8000Гц. Слышны они или нет при максимальной громкости ноутбука/компьютера(что всегда около 90-95дБ), далее на 50% громкости (что около 70-80дБ) и 25% (около 60-70дБ), Затем, когда это уже будет явно поддаваться — проверять и по 10% громкости. Нужно понимать, что прогресс не обязательно будет везде и сразу. Потому, именно такие замеры важны. Да, их можно делать даже каждые 3-4 дня. Но не чаще. И действовать аккуратно, т.к. детям такое ещё больше не нравится, чем взрослым: сам по себе звук синусоиды — любому человеку неприятен.
Есть ещё один момент. По замерам видно, что правое ухо порой чуть хуже на низких частотах. И именно в таком случае важно порой слегка разминать верх спины и шею. Дело в том, что низкие частоты могут восприниматься и телом, мышцами, кожей. Получается как бы «стык» органов чувств. Потому, на всякий случай, недели 2-3 каждый день 2-3 раза в день можно буквально по 10-20 секунд разминать около шеи.
Крайне важно понимать, что моментальных результатов не будет. И падение — крайне существенное. Но, зачастую очевидный сдвиг — наступит через недели 3-4. И крайне желательно не смешивать данный подход с медикаментами и прочим: во-первых, медикаменты или что-либо ещё — не обещают объективного улучшения; во-вторых, зачастую действие лекарств таково, что не стоит в такой ситуации слушать колонки. А колонки и наушники — в первую очередь — нужны как нагрузка. Нужно понимать, что с таким падением в быту вообще ничего не слышно слева. И мозг просто перестаёт пытаться.
Также есть ещё несколько моментов. Для детей очень важно хорошо слышать до 20000Гц. Но, первые 2-3 месяца — этим хоть и можно заняться, но пока не будет хорошо слышно двумя ушами именно в социальном плане — особенного смысла нет в такой работе. Ещё нужно учитывать, что такое падение — очень часто внутри даёт щелчки. И порой слышно радикально лучше короткий интервал времени, а потом — вновь плохо. Но так или иначе — чем дольше и методичное действовать — тем меньше будет разбег состояний слуха. И вообще слух будет строго лучше.
Может показаться, что работы очень мало. Но и правда, в таких падениях — крайне полезны колонки. И, увы, очень частая есть беда с замерами у врача. И гораздо проще отследить прогресс дома. А уже, когда ситуация станет радикально другой — сходить и к врачу. Односторонние падения — это всегда беда с замерами. Потому, удивляться не стоит. Но, в то же время, нужно понимать, что разница даже в 10-15дБ между ушами — создаёт ощущение, что худшее ухо не слышит вовсе, а на сегодня разница минимум 50-60дБ по воздушной проводимости. Потому, эти все факторы важно учитывать.
По времени, вероятно, что через уже пару месяцев — вообще не будет нужна такая большая громкость для колонок. И вообще будет всё лучше. И нужно понимать, что все остальные попытки даже с СА (хотя их подобрать — очевидно не удастся ещё очень долго из-за типа падения) или ходить к специальному логопеду — будут обречены на провал и требовать много-много времени. Да, хоть через 2 недели явный прогресс не наступит, а все близкие могут устать от колонок (настоящие 70-80дБ — очень поражают человека «не в теме», хотя это не есть вредный звук). Но нужно настроится на методичную работу. И дойти хотя бы до того, чтобы дома на генераторе было слышно левым ухом около 5-10% громкости, что есть около 40-45дБ падения.
Главный плюс таких падений — правым ухом слышно норму. Потому, вообще проблемы социализации нет. Проблемы глобальной с речью — нет. И потому — можно просто чуть добавить внимание работе с левым ухом + иногда обсудить что слышно слева. Можно, скажем, пообещать чашку какао, если за день удастся заметить 2-3 случая, когда слышно было слева звуки — и рассказать то, что было слышно. Как некая игра.
И, ещё один момент. Дело в том, что во внутреннем ухе находятся органы чувств вестибулярного аппарата (линейного и углового ускорения). Когда одно ухо не слышит – там нет баланса. Из-за этого может чуть кружится голова, даже тошнить, вести. Хотя, дети очень бодро приспосабливаются к переменам. Но, всё же, этот фактор нужно учесть. И очень многие люди при таком падении слуха имеют болезнь Меньера из-за отсутствия баланса нагрузки.
В остальном, пожелаем успехов в исправлении! А также — будем надеется, что следующие замеры у врача будут гораздо правильнее исполнены и трудностей не возникнет. Но, как обычно я и рекомендую: спустя пару месяцев сходить в новое место, где вас не знают и замер старый с собой не брать + если этого не сделают, то попросите указать маскировочный сигнал. Хотя, лучше быть морально готовым к тому, что придётся сделать замер дважды.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *