Старосветские помещики содержание

Текст для читательского дневника

С самого начала повести Гоголь признаётся в любви к Малороссии: её природе, нравам, обычаям, людям… Герои старик со старухой живут просто, думая только о кушаньях, боясь перемен. Частый гость в их доме – Николай Васильевич сочувствует смерти старушки Пульхерии, которой представилось, что в образе её загулявшей кошки приходила, приходила к ней сама смерть. Без жены старик Афанасий живёт ещё лет десять в запущенном доме, но никак не может смириться с печальной мыслью. Гоголь приводит для контраста историю юноши, который из-за смерти возлюбленной сам упорно пытался покончить с собой, но через время успокоился, женился, жил весело… Не всегда преданность должна ассоциироваться с молодостью и горячностью.

Популярные сегодня пересказы

  • Телешов
    Николай Дмитриевич родился в Москве в купеческой семье. С детства он проявляет интерес к литературе, позже он знакомится с известным издателем Сытиным И.Д., который рассказывает ему все нюансы книгоиздания.
  • Краткое содержание пьесы Смешные жеманницы Мольер
    Пьеса «Смешные жеманницы» была написана Мольером в 17 веке. По жанру произведение является комедией в одном действии.
  • Герцен
    Александр Иванович Герцен был рожден в 1812 году. Всё детство он был окружен рассказами о великом сражении – отечественной войне, о мужестве и героических поступках солдат. Как и все дворянские дети
  • Маскарад — краткое содержание драмы Лермонтова
    Ключевой герой картины – Евгений Арбенин, человек в возрасте, который разбогател на играх в карты, приходит к мыслям о перемене судьбы. Влюбившись, Арбенин женится

Читать краткое содержание Гоголь Старосветские помещики

Очень красивы и аппетитны описания, с которых и начинается повесть. Пища – практически единственное, что заботит стариков. Вся жизнь подчинена ей: утром покушали то или то, дальше закусили тем-то… Из того, что предлагает на обед старуха, всегда выбирают оба варианта. А ночью в жаркой комнате старик стонет – живот болит. Так лечение опять в принятии пищи: кислого молока попил и сразу лучше. Действительно, наливки, например, так и воспринимаются я – лекарствами. Это от зуда, та от ломоты.

Если приезжают гости, то уж у стариков пир. Автора угощали, раскрывая все секреты: солений, напитков… Он объедался, но невозможно просто было себя сдержать. Гостя всегда оставляли ночевать, пугая разбойниками. Кстати, дед любил попугать свою тихую супругу. К примеру, что будет, если их дом сгорит? А Пульхерия Ивановна страсть как боялась потерять покой – их мирную жизнь.

А запасов в доме было столько, что, хоть и вся дворня ела до дурноты, воровала, разносила по гостям, всё равно было изобилие. Старики вроде и старались контролировать хозяйственные процессы, но довольствовались внешним. Они верили обманщикам, которые воровали у них лес и всё остальное.

Однажды кошка, которую баловала Пульхерия, сбежала. Через несколько дней вернулась одичавшей. Поела, снова пропала. И Пульхерия с чего-то решила, что, значит, срок настал. Видимо, действительно, настал, раз такое придумала. Она начала методично готовиться к смерти: раздавала указания по хозяйству, собирала платье, прощалась со стариком. Своеобразное понимание дальнейшего у Пульхерии, она говорила, мол, делайте по-моему, а то я буду рядом с Христом, так я ему всё про вас скажу, если ослушаетесь. И слегла она, и в несколько дней сгорела. Афанасий Иванович никак не мог поверить в её смерть. Ему всё стало безразлично, он не мог, как малый ребенок, поесть, не измазавшись. В то время заехал к нему Гоголь, посочувствовал резко постаревшему Афанасию, который не мог о Пульхерии говорить без слёз. Гоголя не удивило, что вскоре старик скончался. Кстати, перед смертью он будто слышал, как умершая жена звала его в саду. Уход его был похож на то, что получилось с его женой.

Для контраста писатель приводит историю о молодом человеке, у которого возлюбленную рано отняла смерть. Больше его ничего не интересовало. Его закрыли дома родные, прятали от него острые предметы. И всё же пару раз он попытался покончить с собой… Но прошли годы, покалеченный герой женился снова, он счастлив, весел. Может быть, и правильно, что юноша не потерял вкус к жизни, но автору от этого грустно. Иногда более простые, приземленные люди проявляют более возвышенные чувства.

Эта повесть стала первой в цикле Гоголя «Миргород».

Оцените произведение:

  • 2.96

Голосов: 51
Читать краткое содержание Старосветские помещики. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Содержание «Старосветские помещики» с цитатами

Н. В. Гоголь «Старосветские помещики» краткое содержание:

Рассказчик, в котором легко угадывается Николай Васильевич Гоголь, предается воспоминаниям о двух старичках «прошедшего века, которых, увы! теперь уже нет».

Афанасий Иванович Товстогуб и его супруга Пульхерия Ивановна ведут «скромную жизнь тех уединенных владетелей отдаленных деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими». Ничто не нарушает привычный ход их спокойной размеренной жизни, такой тихой, что погрузившись в нее, понимаешь – на свете нет места ни печалям, ни разочарованиям.

Афанасию Ивановичу – шестьдесят лет, Пульхерия Ивановна моложе своего супруга на пять лет. На лице Товстогуба почти всегда играет легкая улыбка, независимо от того, рассказывает он что-либо или просто слушает. Жена его, напротив, женщина серьезная, которую крайне сложно рассмешить. Но в лице и глазах ее «написано столько доброты, столько готовности угостить вас всем, что было у них лучшего», что улыбка на этом славном добром лице была бы уже слишком слащавой.

По лицам обоих супругов можно с легкостью прочесть всю их жизнь – ясную и спокойную, не отягощенную сильными душевными страданиями или дурными поступками. Детей у них никогда не было, и всю силу своей любви и сердечной привязанности они направляют друг на друга.

Маленькие низенькие комнаты в их доме заполнены всевозможными вещицами, и в каждой из них расположена большая печь – старики очень любят тепло.

Афанасий Иванович практически не занимается хозяйством, и «все бремя правления» лежит на его дражайшей супруге. Ежедневные обязанности Пульхерии Ивановны заключаются «в беспрестанном отпирании и запирании кладовой, в солении, сушении, варении бесчисленного множества фруктов и растений».

В «прочие хозяйственные статьи вне двора» Пульхерия Ивановна не вмешивается, чем пользуется наглый приказчик, безбожно обкрадывающий супружескую пару. Но благословенная земля дает такие богатые урожаи и «производит все в таком множестве», что «что все эти страшные хищения казались вовсе незаметными в их хозяйстве».

Для Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановна единственной сильной их страстью является любовь к еде. В течение дня, помимо основных приемов пищи, они беспрестанно что-то перекусывают.

Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна буквально преображаются с приходом гостей. Они стараются всячески угодить и угостить самым лучшим, что только уродило их хозяйство. При этом гость ни в коем случае не отпускается восвояси того же дня – «он должен был непременно переночевать» в доме радушных хозяев.

Тихой чередой идут мирные дни супружеской пары, живущей в необыкновенной гармонии. Но однажды их привычный уклад нарушается одним непримечательным событием. Дикие коты сманивают в лес домашнюю серую кошечку – любимицу Пульхерии Ивановны. Спустя три дня беглянка возвращается, чрезвычайно худая и изможденная. Она отъедается у доброй хозяйки, но, не дав той погладить себя, выскакивает в окно. Бедная женщина уверена, что это смерть ее приходила за ней, и она непременно умрет этим летом.

Пульхерия Ивановна делится своим предчувствием с супругом, и переживает лишь о том, что некому будет за ним ухаживать. Он наказывает своей ключнице следить за паном и беречь его, «как глаза своего, как свое родное дитя». Полная уверенность женщины в своей близкой кончине «так была сильна и состояние души ее так было к этому настроено», что спустя несколько дней она умирает.

Афанасий Иванович поражен – он не осознает, что происходит, и глядит на все бесчувственно. Но, придя после похорон в пустой дом, он рыдает сильно и безутешно, и слезы, словно река, льются из его тусклых глаз.

Спустя пять лет после печального события рассказчик вновь приезжает в знакомый дом. Он поражается той разрухе, что царит во дворе. Хозяин так и не смог свыкнуться с потерей любимого человека: он стал рассеян, задумчив, неряшлив.

Однажды, гуляя по саду, Афанасий Иванович слышит, будто кто-то зовет его по имени, но никого не видит вокруг. Тогда он понимает, что это Пульхерия Ивановна зовет его к себе. Покорившись своему убеждению, он «сохнул, кашлял, таял как свечка и наконец угас». Все, что он успел перед своей кончиной – попросить похоронить рядом с супругой.

После смерти супружеской четы их имущество было растащено ключницей и приказчиком. Неизвестно откуда взявшийся дальний родственник окончательно пустил по ветру нажитое долгими годами добро Товстогубов.

Экранизации

Год Страна Название Режиссёр Афанасий Иванович Пульхерия Ивановна Примечание
1983 СССР СССР Миргород и его обитатели Михаил Ильенко Фёдор Шмаков Роза Макагонова В фильме использованы произведения Гоголя «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»
2008 Россия Россия Марево Константин Худяков Олег Басилашвили Алиса Фрейндлих В фильме использованы произведения Гоголя «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Театральные постановки

  • Театр Юного Зрителя имени Брянцева, режиссёр Г. Васильев, в ролях Б. Ивушин, В. Дьяченко, И. Соколова
  • Московский художественный театр им. А. П. Чехова, режиссёр Миндаугас Карбаускис, в ролях Александр Семчев, Полина Медведева, Юлия Полынская
  • Омский государственный камерный театр «Пятый театр», режиссёр Марина Глуховская, премьера 29 мая 1999 год (спектакль номинирован на премию «Золотая маска»)
  • Центр драматургии и режиссуры, режиссёр Татьяна Тарасова ( спектакль лауреат Гран-при фестиваля «Живые лица», лауреат гран-при международного фестиваля имени Данаила Чирпански)

Примечания

  1. Афиша Г. Васильев
  2. МХТ им. А. П. Чехова
  3. Говорит и показывает Омсква…
  4. Гран-при «Живых лиц» получил спектакль ВГИКа «Старосветские помещики», Вслух.ру. Проверено 12 октября 2018.
  5. СТАРОСВЕТСКИЕ ПОМЕЩИКИ — Центр драматургии и режиссуры (рус.), Центр драматургии и режиссуры (17 ноября 2017). Проверено 12 октября 2018.

Гоголь. Краткие содержания произведений

  • Вечер накануне Ивана Купала
  • Вечера на хуторе близ Диканьки
  • Вий
  • Женитьба
  • Заколдованное место
  • Записки сумасшедшего
  • Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
  • Игроки
  • История создания повести Тарас Бульба
  • История создания Ревизора
  • Коляска
  • Майская ночь или Утопленница
  • Мертвые души
  • Мертвые души история создания
  • Мертвые души по главам
  • Миргород
  • Невский проспект
  • Нос
  • Ночь перед рождеством
  • Петербургские повести
  • Повесть о капитане Копейкине
  • Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
  • Портрет
  • Пропавшая грамота
  • Ревизор
  • Рим
  • Сорочинская ярмарка
  • Старосветские помещики
  • Страшная месть
  • Тарас бульба
  • Шинель

Главные герои повести Н.В. Гоголя

Главными и единственными героями повести являются пожилые муж и жена Афанасий Иванович Товстогуб и Пульхерия Ивановна Товстогубиха

, в любви верности и заботе друг о друге прожившие свою жизнь.

Как пишет в начале повести автор, эта супружеская пара является примером тех старичков уже прошедшего века, которые жили чисто и скромно в своих уединенных владениях. В повести рисуется идиллический мир людей, живущих по старозаветным канонам.

Важно!

Не следует путать слова «старославянские» и «старосветские», где второе понятие обозначает то, что устарело и не соответствует современному образу жизни.

Жизненный уклад

Старички весьма любили вкусно покушать. Едва наступало утро, как дом начинал на все лады скрипеть дверями. На кухне готовились всевозможные яства. Распоряжалась и контролировала все работы Пульхерия Ивановна.

Она постоянно звенела ключами, бес конца открывая и закрывая бесчисленные замки чуланов и амбаров. Хозяйский завтрак начинался с кофе. После следовали коржики с салом, маковые пирожки, соленые рыжики. Завершали трапезу Афанасия Ивановича сушеные рыбки с грибочками под чарку с водкой. Затем следовала беседа хозяина с приказчиком и распоряжения, которые редко выполнялись. Супруги гуляли вместе по саду.

Пульхерия Ивановна после променада занималась хозяйством, а ее муж наблюдал за двором, устроившись в тени навеса. Добродушные и приветливые хозяева поражали гостеприимством. Стоило к ним заехать любому человеку, да еще и задержаться, его непременно каждый час начинали потчевать лучшими блюдами домашнего изготовления. Хозяевам нравились рассказы путешественников. Со стороны казалось, что и жили помещики ради гостей.

Едва навестивший Товстогубов человек начинал собираться к вееру в дорогу, как со всем жаром его принимались убеждать в необходимости ночлега у хозяев. Ни один гость не мог отказать в такой просьбе. В награду он получал ароматный вкуснейший ужин, согревающий и усыпляющий хозяйский рассказ, мягкую и теплую постель. Такой портрет старосветских помещиков дан Гоголем.

По краткому изложению произведения становится ясен авторский замысел, появляется представление о бытии скромных и тихих обитателей дома.

Главные герои

Начинается повествование в описания типичного поместья и размышлений рассказчика о радушии небольших домиков Малороссии и из владельцев. Условно произведение можно поделить на несколько частей:

  • знакомство с имением;
  • размеренная и гармоничная жизнь героев;
  • уход Пульхерии Ивановны и его последствия.

Жилище старосветских помещиков поражает уютом. В их всего хватает. Помещичья чета Товстогубов проживает в отдаленной деревне. Пульхерия Ивановна – хлопотунья, на вид она всегда серьезна. Ее супругу Афанасию Ивановичу нравится пошучивать над женой. Хозяйством они владеют немаленьким. Жизнь течет спокойно и тихо. Каждому посещающему благословенный уголок кажется невероятным полнейшее отсутствие треволнений окружающего мира. Здесь они не властны над душами и умами.

У барского небольшого домика, утопающего в зелени, особенная, никому не постижимая жизнь. В нем целыми днями готовят наливки, варят повидло, пастилу, делают желе и другие припасы, сушат грибы. Приказчик с лакеями беззастенчиво обворовывают старичков-помещиков. В чулан ежедневно забираются дворовые девки, чтобы полакомиться всевозможными вкусностями.

Хищений хозяева не замечали, ведь местная земля давала настолько богатые урожаи, что припасов хватало с избытком. Писатель изобразил главных героев людьми простодушными и очень добрыми. В ироничной повести сказано, что главным смыслом семьи Товстогуб является поедание сушеных рыбок, грибков и постоянная забота друг о друге.

Детей у четы старосветских помещиков не было. Нерастраченные нежность и теплота обращены на партнера. Очень давно Товстогуб служил компанейцем, затем стал секунд-майором. Женился он в тридцать лет. Поговаривали, что избранницу жених весьма ловко вывез от недовольных родственников, чтобы обвенчаться. Милые люди прожили всю безмятежную и безоблачную жизнь душа в душу. Окружающих умиляло их обращение на «вы». Повесть признана историей о сердечной и глубокой привязанности.

Трагедия

Казалось, что не наступит конец счастливой безмятежности проживания. Однако беда приходит неожиданно. С хозяйкой приключилось странное происшествие. Для обоих супругов оно имело самые печальные последствия. У Пульхерии Ивановны была любимица, белая кошка. О ней добрая старушка всегда заботилась. Однажды питомица исчезла, привлеченная местными котами. Беглянка вернулась спустя три дня. Сей же час владелица распорядилась о молочке для кошечки. Она попыталась приласкать животное, но та дичилась.

Когда же владелица решила приласкать ее и протянула руку, животное метнулось к окну и убежало. Больше кошка не возвращалась. Милая старушка с того момента изменилась, став грустной и задумчивой. На все вопросы о ее самочувствии обеспокоенного супруга она отвечала, что предчувствует скорый уход из жизни. Все попытки Афанасия Ивановича развеять ее тоску заканчивались полным крахом.

Пульхерия Ивановна не прекращала уверять, что в образе ее кошечки приходила сама кончина. Помещица настолько поверила в свою мысль, что слегла. Прошло немного времени, и добродушной помещицы не стало. С ее кончиной произведение не завершается. К подготовке спутницы жизни к погребению Афанасия Иванович отнесся безучастно. Он смотрел на все так, словно его это не касалось. Полученный удар оказался слишком сильным.

Товстогуб не мог оправиться от него и поверить в то, то больше с ним рядом нет Пульхерии Ивановны. Только когда могила была закопана, осиротевший муж вырвался вперед и вопросил, зачем было погребение и почему. С того момента веселого прежде старика накрыло тоской и одиночеством. После кладбища он, не скрываясь, рыдал в комнате ушедшей супруги. Дворовые начали беспокоиться за хозяина. Поначалу от него прятали все острые предметы, боясь, что Афанасий Иванович поранит себя.

Однако постепенно окружающие успокоились, перестав ходить по пятам за помещиком. Оставленный в покое он достал пистолет и попытался застрелиться. Его нашли вовремя, вызвали доктора. Тот поставил старичка на ноги. Однако стоило домашним вновь увериться в спокойном течении жизни, как несчастный вдовец бросился под колеса экипажа. Он остался жив, но повредил ногу и руку.

Анализ произведения

Текст произведения «Старосветские помещики» не делится на главы, так как написан в жанре повести, цельного небольшого повествования, при издании включается в сборник с другими произведениями Н. В. Гоголя.

Повесть Николая Васильевича является очень точной иллюстрацией жизни, протекающей в удаленных помещичьих имениях в Малороссии на рубеже XVIII – XIX веков. Она описывает старый уклад жизни помещиков XVIII века. Гоголь рисует картину исчезновения таких поместий вместе со смертью их хозяев и последних представителей предыдущего века.

Наиболее важной в этом произведении является тема глубины человеческого сердца тех людей ушедшей эпохи. Главная мысль произведения заключена в создании образа людей, проживших удивительно простую жизнь, но умеющих чувствовать и любить по-настоящему.

Недаром Николай Васильевич приводит в конце эпизод с молодым человеком, чья возлюбленная очень рано умерла. Гоголь описывает эти ярко выраженные его страдания, попытки самоубийства и сокрушения, а потом сообщает, что через год он уже был женат на другой девушке.

И как иначе описывает он состояние Афанасия Ивановича, который почти не проронил и слезы на людях во время похорон, но проплакал всю ночь в уединении, а спустя пять лет чувствовал утрату также остро, что даже не мог спокойно произносить имя покойницы. И радовался приближению смерти, так как она приближала его встречу с горячо любимой супругой.

4 (11)

Старосветские помещики Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна всю жизнь свою только и знают, что едят, спят, угощают, придумывают кушанья, делают запасы, объедаются, отдыхают и снова принимаются за то же. Мирно и безмятежно про водят они свою жизнь; добрые, простосердечные, радушные, они не знают ни страстей, ни желаний. Ни одно их желание не перелетало за частокол, окружающий небольшой их дворик, за плетень сада, наполненного яблонями и сливами, за деревенские избы, пошатнувшиеся на сторону, осененные вербою, бузиною и грушами. Даровой труд крепостных, обилие плодов земных, деревенская дешевизна давали им полную возможность жить покойно, уютно и счастливо. С улыбкой воспринимаются их бесконечные заботы о наливках, сушеньях, соленьях, их навязчивое гостеприимство, их наивные беседы про турку и разбойников. Мягко и ласково относится к ним автор. Но прочитавши повесть, делается грустно от сознания того, как легко разрушилось счастье старичков, причиной чему была пустота и неподвижность их жизни. Ограничивать все свои стремления заботами о еде и питье, о наливках и соленьях — значит принижать человеческую природу; нельзя пренебрегать высшими потребностями человеческого духа, иначе будешь прозябать подобно растению, иначе жизнь пройдет без пользы и следа.

Любовно описывая жизнь счастливой четы, забавно высмеивая их мелочные заботы, Гоголь в то же время грустит: сквозь смех слышатся слезы. Автор осуждает эту пошлую мелочь жизни, он скорбит об отсутствии высоких помыслов благородных целей, плодотворной деятельности на пользу ближнего. Это забавное изображение жизни, ведущее к грустным размышлениям, и называется в литературе юмором. В русской литературе Гоголь был основателем юмористического направления. После него целый ряд других писателей продолжали его дело: они тоже забавно изображали пошлость и мелочность жизни, что- бы тем самым навести на размышления о лучшем, чтобы побудить к умственному и нравственному самосовершенствованию. 3а юмором скрывается глубокое чувство скорби, происходящее от любви к людям. Юмор берет для себя предметы из самой обыденной жизни простого человека; из этого материала поэт силою таланта и любящего сердца создает свои художественные образы, и в этих живых образах доводит до понимания того, как и отчего люди стали мелочными и пошлыми. Таков и Гоголь в своих повестях и комедиях.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *